ФЭНДОМ

M16 (автоматическая винтовка) Править

M16 (официальное обозначение — Rifle, Caliber 5.56 mm, M16) — американская автоматическая винтовка калибра 5,56 мм, разработанная на базе винтовки AR-15 и принятая на вооружение в 1960-х годах.

M16 и её варианты до настоящего времени остаются основным вооружением американской пехоты. Это одна из наиболее распространённых моделей стрелкового оружия в мире — было выпущено более 8 миллионов экземпляров

История создания Править

Начало работам над малокалиберным оружием под патрон,промежуточный по мощности между полноразмернымвинтовочным и пистолетным, в США было положено как один из результатов проекта ALCLAD, направленного на разработку нательной брони для Армии США. В его ходе были проанализированы более трёх миллионов отчётов о гибели и ранениях солдат на поле боя за период с Первой мировой поКорейскую войны. Исследовалось количество ранений, поражённые части тела, типология нанесённых повреждений и дистанции, на которых они были получены.

Результаты исследований оказались достаточно неожиданны для того времени. В первую очередь выяснилось, что основная масса (порядка 70 %) случаев ранения или гибели солдат в современном бою были вызваны осколочными ранениями, — на лёгкое стрелковое оружие приходилось лишь 20 с небольшим процентов от общего числа боевых потерь. Причём расстояние ведения огня из него очень редко превышало 300 м, а основное количество смертельных ранений вообще были получены в пределах дистанции в 100 м. На таком расстоянии точность каждого отдельного выстрела оказывалась второстепенной, на первую роль же выходила такая характеристика, как плотность огня.

Одним из результатов данного исследования стал вывод о необходимости создании для Армии США лёгкого оружия с небольшим импульсом отдачи, ведущего автоматический огонь специальными облегчёнными патронами малого калибра, эффективный не далее 400—500 метров, компенсируя высокой скорострельностью и большей вероятностью поражения цели при огне очередями меньшую массу отдельной пули. Соответственно, в 1957 году армейским командованием был начат конкурс по созданию лёгкой армейской винтовки (LMR — Lightweight Military Rifle) калибром порядка 0,22 дюйма (5,5—5,6 мм). Тактико-технические требования включали, помимо калибра, возможность ведения одиночного и автоматического огня, 20-патронный магазин, массу с полным магазином не более 6 фунтов (около 3 кг) и способность пробить навылет стандартную армейскую каску с 500 м.

На него был представлен целый ряд образцов, в числе которых были лёгкая армейская винтовка компании Winchester .224-го калибра, по конструкции представляющая собой увеличенный вариант хорошо известных войскам карабинов М1/М2, и винтовка разработки Springfield Armory, также калибра .224, по сути повторяющая по конструкции бывшую на тот момент основной в американской армии винтовку M14.

Однако в конечном итоге наиболее перспективной была признана 5,56 мм (.223) винтовка AR-15, представленная компанией Armalite — подразделением корпорации Fairchild Engine and Airplane, разработанная конструкторамиЮджином Стоунером и Джеймсом Салливаном на базе более ранней винтовки AR-10 калибра 7,62 NATO. Благодаря минимизации массы затворной группы и её выбега она имела высокую кучность боя как одиночными выстрелами, так и очередями, а использованные в её производстве авиационные технологии, такие, как высокоточное литьё из алюминиевых сплавов, позволили получить очень лёгкое и сравнительно недорогое в производстве оружие. Эргономика и дизайн данного образца также были далеко впереди оружия конкурентов. С точки зрения конструкции же, AR-15 использовала хотя и не вполне стандартные, но достаточно давно и хорошо известные к тому времени решения, такие, как:

  • запирание канала ствола по системе Джонсона, поворотным затвором за отросток ствола, что позволило разгрузить ствольную коробку и выполнить её из лёгкого сплава;
  • «прямой» газоотвод, применённый в несколько ином варианте в 1942 году на шведской винтовке Люнгмана AG42B, а до этого — на ряде французских самозарядных винтовок;
  • «линейная» компоновка с пистолетной рукоятью и прямой шейкой вмещающего возвратную пружину затворной рамы приклада, до этого применявшаяся, в частности, немцами на винтовке FG42 и автомате StG44;
  • ствольная коробка в виде двух качающихся на поперечной шпильке половин (upper/lower reciever), как у бельгийской винтовки FN FAL или советских пистолетов-пулемётов Шпагина (ППШ) и Судаева (ППС);
  • основание прицела, играющее роль рукояти для переноса, как у опытной английской винтовки EM2;
  • расположенный слева над пистолетной рукоятью флажковый переводчик видов огня, как у пистолета-пулемёта Томпсона;
  • закрывающая окно для выброса гильз шторка, как у StG44 и пистолета-пулемёта М3.

В 1959 году компания Armalite продаёт права на конструкцию этой винтовки компании Colt’s Patent Firearms Manufacturing Company, которая начинает её коммерческое производство, планируя начать продажи в Индию и Малайзию.

В 1961 году США закупили 8500 винтовок AR-15 для опытной эксплуатации подразделениями ВДВ во Вьетнаме. Испытания проходят успешно, и в мае 1962 года уже 20 000 винтовок отправляются в части ВВС США, а также группы SEAL. В 1963 году с фирмой Colt заключен новый контракт на поставку 104 000 винтовок, из которых 85 000 XM16E1 предназначены для сухопутных войск, 19 000 XM16 — для ВВС.

В 1964 году винтовка M16 официально принимается на вооружение, сменив M14. В 1966 году новой винтовкой вооружаются все американские подразделения во Вьетнаме. Винтовка показала себя крайне надежным видом стрелкового оружия. 28 февраля 1967 года на вооружение принят усовершенствованный вариант М16А1. В 1966—1967 годах на вооружении войск во Вьетнаме состоят автоматно-гранатомётные комплексы ХМ16Е1 с подствольным гранатомётом ХМ148, однако недостатки данного гранатомёта привели к снятию его с вооружения и принятию в 1969 году на вооружение нового 40-мм гранатомёта M203 производства AAI Corp.[1]

В 1968 году в США принимается программа ARSAP, целью которой становится создание перспективных систем стрелкового вооружения, и, как следствие, фирма Colt создаёт несколько новых вариантов оружия:[1]

  • стандартный автомат M701 с отсечкой очереди по три патрона;
  • AR15A2 HBAR M741 — ручной пулемет с тяжелым стволом с сошками, предназначенный для использования в качестве легкого оружия поддержки, на базе которого в 1987 году для антитеррористических подразделений полиции была разработана снайперская винтовка AR15A2 Delta HBAR с изменённой конструкцией ствола, регулируемыми сошками и прикладом, а также более мощным оптическим прицелом 3-9Х;
  • карабин M723;
  • карабин (пистолет-пулемет по классификации производителя) «Colt Commando» M733.

В 1982 году на вооружение принимается M16A2, адаптированный под патрон SS109. Корпус морской пехоты перешел на новую винтовку в 1984 году, а армия — в 1985 году. С 1990 года производство винтовок передается фирме FN Manufacturing Inc. В 1994 году на вооружение армии США поступают самые последние варианты винтовки М16 — M16A3 и M16A4.